Египет традиционно вызывал значительный интерес благодаря своему особому историческому и культурному полодению,
большой территории и населению страны, ее геополитическому положению и контролю над Суэцким каналом как главной
транзитной артерией для нефти и торговли (около 12% территории страны). через канал проходит мировая торговля), а
также его отношения с западными странами. Это также первая мусульманская страна, которая в 1979 году, после Кэмп-
Дэвидских соглашений годом ранее, подписала мирное соглашение с Израилем.
С 2014 года нынешний президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси продвигает «Видение 2030», целью которого является
модернизация и диверсификация экономики страны. С населением более 110 миллионов жителей и номинальным ВВП более
400 миллиардов долларов экономика Египет в настоящее время является самой важной на африканском континенте, входя
в число 40 крупнейших экономик мира.
Хотя страна обладает крупнейшими в Африке нефтеперерабатывающими мощностями и является крупнейшим
производителем в мире, не входящим в ОПЕК, программа структурных реформ Египта, охватывающая такие ключевые
области, как фискальная и монетарная политика, приватизация, налогообложение и предпринимательство, помогла стране
диверсифицироваться и уйти от нефти. двигаться к рыночной экономике и привлекать иностранные инвестиции. Эти
реформы оказались успешными в повышении макроэкономических показателей и привели к снижению безработицы и
бедности. Одной из конкретных областей, на которых сосредоточило внимание египетское правительство, являются
финансовые технологии (финтех): страна продвинулась вперед с новыми законами и постановлениями, направленными на
укрепление местной нормативно-правовой и надзорной базы. В сочетании с преимущественно молодым населением страны
(по оценкам, в 2023 году около 60 миллионов египтян будут моложе 30 лет), новая нормативно-правовая база, как
ожидается, будет способствовать росту Египта как потенциального центра финансовых технологий.
Вышесказанное не означает, что египетская экономика не сталкивается с серьезными проблемами. Напротив, страну
продолжают беспокоить серьезные недостатки в эффективности функционирования институтов, а также общий дефицит
принципов корпоративного управления. Также очевидным является отсутствие элементарного планирования развития
недвижимости, усугубляемое крупными государственными проектами, такими как новая административная столица Египта,
объявленная в 2015 году в рамках «Видения 2030». Инфляция оценивается примерно в 35%, а почти 40% населения
находится за чертой бедности. линии и ВВП на душу населения около 3750 долларов США, предстоит еще многое сделать.
Египетские власти, похоже, осознают эти проблемы, как и международное финансовое сообщество. 6 марта МВФ объявил,
что увеличит свою текущую кредитную программу Египту до 8 миллиардов долларов, что является огромным увеличением
по сравнению с расширенной кредитной программой в 3 миллиарда долларов, согласованной в декабре 2022 года.
Ключевым элементом первой сделки был переход к более гибкому обменному курсу. система ставок. Однако любые
перспективы оказались ограниченными, когда Египет восстановил жестко регулируемый обменный курс египетского фунта
на фоне одновременных задержек в реализации амбициозной программы по продаже государственных активов и
повышению роли частного сектора. Последующая девальвация государственной валюты и неизбежная инфляция, которая
способствовала кризису стоимости жизни в стране, не оставили Центральному банку Египта иного выбора, кроме как
позволить египетскому фунту свободно торговать.
Недавняя война в секторе Газа, а также более широкие геополитические события усугубили проблемы Египта и вызвали
новые опасения по поводу траектории развития страны. Из-за продолжающихся социально-экономических проблем
президент Сиси сталкивается с риском радикализации части населения в результате преобладающих конфликтов и
фанатизма. К сожалению, дестабилизация Египта, вероятно, приведет к неконтролируемому потоку беженцев в Европу.
Признавая важность предотвращения кризиса типа Ливии или Сирии и связанных с ним человеческих и экономических
трудностей для всех участников, европейские лидеры недавно объявили о пакете помощи в размере 7,4 миллиарда евро в
рамках запланированного улучшения отношений ЕС с Египтом. Финансовая поддержка рассчитана на три года и
направлена, среди прочего, на укрепление сотрудничества в вопросах энергетики, торговли и безопасности, а также на
ограничение числа иммигрантов в Европу. Финансирование разделено на 5 миллиардов евро в виде льготных кредитов, 1,8
миллиарда евро в виде инвестиций и 600 миллионов евро в виде грантов, из которых 200 миллионов евро предназначены
для решения иммиграционных вопросов.
Исследуя основные факторы, которые, несмотря на усилия по проведению реформ, объясняют усиление социально-
экономических проблем в Египте, мы можем выделить: (а) потерю доходов из-за действий повстанцев-хуситов в Красном
море, вынуждающую международное судоходство идти в обход Суэцкий канал, (б) растущая волна палестинских беженцев
в Египет, который уже принимает полмиллиона беженцев из других соседних стран, таких как Судан, (в) перебои в
поставках газа из Израиля и (г) ограниченные доходы от туризма из-за к страху террористических актов.
Географическая близость Кипра к Египту требует бдительности и не оставляет места для самоуспокоенности. Позитивным
событием стало участие президента нашей страны в составе делегации шести европейских лидеров, которая встретилась с
президентом Сиси в Каире в марте, как и твердая поддержка Никосии в развитии стратегического партнерства с Египтом.
который он считает основой стабильности и развития в более широком регионе.
источник публикацииПолитика
дата публикации 17.04.2024