Когда граждане понимают, как работает их правительство, и верят, что их участие может изменить ситуацию, они с большей вероятностью будут участвовать в политическом процессе. Превращение разочарования в участие. Решение проблемы разочарования в политике требует согласованных усилий по восстановлению доверия и прозрачности в политических институтах. Проблемы можно устранить с помощью таких мер, как
реформа финансирования избирательных кампаний, ужесточение антикоррупционных законов, а также повышение доступности и прозрачности государственных процессов.
Безразличный электорат означает меньше критических взглядов на политиков, что позволяет им действовать с большей
безнаказанностью. В прошлую среду в своей статье «От лайков к голосам: сила влиятельного лица» я обсуждал феномен
выхода влиятельных лиц в социальных сетях на политическую арену и то, чему эта новая тенденция влияния может научить
авторитетных политиков. Как я объяснил, «их повышение на политический пост также поднимает глубокие вопросы об
управлении, подотчетности и будущем демократических институтов». Эти настроения, хотя и наносят вред
демократическому процессу, парадоксальным образом приносят пользу политической элите. В этой статье рассматриваются
причины этого широко распространенного разочарования и последствия для демократии.
Корни разочарования: Корни общественного разочарования в политике и политиках многослойны. На вершине находится
восприятие коррупции и корысти самих политических институтов. Скандалы, такие как фондовая биржа и «золотые»
паспорта, злоупотребление властью, такое как дело Силлуриса, и постоянная смена политических позиций подорвали
общественное доверие. Растущее влияние денег в политике, например, на финансирование избирательных кампаний, еще
больше отталкивает избирателей, которые чувствуют, что их голоса заглушаются интересами богатых. Кроме того,
сложность и непрозрачность правительственных процессов способствуют возникновению чувства отчуждения. Политику
часто рассматривают как сложную и недоступную, что затрудняет полноценное участие рядового гражданина.
С другой стороны, политические системы и средства массовой информации в частности построены так, чтобы служить
интересам влиятельного меньшинства. Элиты используют свое влияние на средства массовой информации для достижения
консенсуса, формируя общественное мнение в соответствии со своими целями (этот контроль очень легко достигается за
счет их средств в рекламном пироге в СМИ). Таким образом, политики и их союзники в СМИ создают атмосферу цинизма и
безразличия. То есть, цель – это культивирование разочарования, препятствующее активному участию в политическом
процессе. Такое отстранение граждан от критики гарантирует, что режим останется нетронутым, позволяя власть
предержащим сохранять свои позиции с минимальной ответственностью.
Последствия: Последствия разочарования глубоки. Воздержание избирателей приводит к снижению явки избирателей, тем
самым ослабляя демократический мандат выборных должностных лиц. Когда голосует меньше граждан, результаты НЕ
отражают полностью точку зрения большинства населения, непропорционально подчеркивая интересы меньшего, более
мотивированного сегмента населения, часто придерживающегося более крайних взглядов. Кроме того, разочарование не
может, но уже доказано, что сейчас приводит к росту популистских и авторитарных политических деятелей и лидеров,
которые пользуются общественным недовольством (см., например, депутата Европарламента г-на Фидия и ЭЛАМ
соответственно на Кипре или правительства в таких странах, как В частности, Италия, Венгрия и Франция). Эти лидеры
часто обещают простые решения сложных проблем, обращаясь к тем, кто чувствует, что традиционная политическая
система игнорирует их. Будучи изначально привлекательными, такие фигуры, как показала история, могут подорвать
демократические институты и подорвать гражданские свободы, оказавшись у власти. Яркий пример тому – бывший
президент США Дональд Трамп.
Бенефициары: Несмотря на кажущиеся негативные последствия, политическое разочарование граждан может принести
пользу политикам во многих отношениях. Во-первых, апатичный электорат с меньшей вероятностью будет критиковать
политиков за их действия. Если за ними будет меньше внимания, политики смогут действовать с большей безнаказанностью,
проводя политику, которая служит их интересам или интересам их спонсоров. Более того, такую систему легче
поддерживать в обстановке безразличия и цинизма. Радикальные изменения вряд ли произойдут без значительного
общественного давления, позволяющего существующим полномочиям оставаться неоспоримыми. Эта константа в основном
выгодна политикам, которым удалось ориентироваться в существующей системе.
Поощрение политической грамотности и участия также имеет решающее значение, как указано в моей статье в прошлую среду. Когда граждане понимают, как работает их
правительство, и верят, что их участие может изменить ситуацию, они с большей вероятностью будут участвовать в политическом процессе. Таким образом, демократические политики могут помочь гражданам критически оценивать
получаемую ими информацию, уменьшая влияние манипулируемых повествований.
Вывод: Широко распространенное отвращение к политике и политикам представляет собой парадокс: подрывая
демократическое участие, оно также приносит пользу власть имущим, снижая подотчетность и поддерживая «систему».
Понимая и устраняя причины этого разочарования, общество может работать над более вовлеченным и наделенным
полномочиями электоратом, что в конечном итоге укрепит демократический процесс. Как напоминает нам Ноам Хомский,
признание механизмов власти – это первый шаг к ее изменению.
источник публикацииПолитика
дата публикации 06.07.2024