Проект театрального режиссера, драматурга и специалиста по классической рецепции доктор Магдалена Зира создала еще один проект. Говорят, искусство ловит момент и делает его вечным. Вопрос только в том, как долго длится мгновение? При просмотре спектакля «Дидона/Элисса или странствующая история» в моем сознании возникла серия концентрических размышлений. Я думал, что красивые и амбициозные мечты могут занять годы, как и борьба за их реализацию. Но когда они претворяются в жизнь и предлагаются миру, кажется, что они длятся недолго: вечное мгновение. Такой проект, как проект Магдалены Зиры, требующий многих лет обучения, действия, вдохновения, сотрудничества и усилий, превращается в опыт – доказательство эфемерности театра или его оправдание.
Шоу длилось всего три недели, и сегодня вечером оно закрывается, что заставляет меня задуматься о его следе. Задача, возможно, не в том, чтобы «продержаться» дольше, а в том, чтобы «прожить» благодаря людям, которые это создали или увидели. Является ли память главным средством сохранения мимолетного театрального опыта? Очевидно, вопрос, который я задаю, старый и, возможно, уже дан ответ: само очарование театра в том, что он угасает, как только происходит. Или что оно подобно вспышке молнии, а суть его подобна землетрясению, которое ты чувствуешь, сотрясает тебя, но на самом деле не видишь. В этом смысле нам, вероятно, следует быть благодарными, а не оплакивать мимолетность.
Магдалена Зира помещает эту историю в междисциплинарный контекст. Он черпал вдохновение из классических источников, традиционных повествований и современного театрального языка, чтобы реконструировать профиль исторически забытого легендарного основателя Карфагена. Ее цель — уйти от стереотипа «трагической любовницы», преобладающего в западной традиции, и сосредоточиться на независимой женщине, обладающей решимостью и политической хваткой. И он достигает этого с помощью текста, который глубоко поэтичен, но не произволен, полон символизма и деталей, черпающих вдохновение из исторического и мифологического наследия Средиземноморья. Повествование обогащается культурной глубиной за счет ссылок на менее известные древние источники в сочетании с использованием кипрской устной традиции. Самое главное: он открывает убедительный диалог с настоящим, затрагивая такие острые темы, как беженцы, идентичность, женское лидерство. Режиссер без колебаний противопоставляет Дидоне/Элиссе ожидания и предрассудки зрителей, прежде чем превратить ее в символ неповиновения патриархальным повествованиям. Именно поэтому он предлагает разные версии этой истории. Однако постепенно в нем проявляется другой тип героизма, основанный на дипломатии, стратегии, социальной ответственности. Это становится очевидным благодаря исследованию ее личного случая, а также благодаря полифоническому повествованию. Персонажи часто ломают четвертую стену, обращаясь к зрителям как к рассказчикам. Эта техника, помимо создания чувства коллективности, использует динамику повествования как акт сопротивления забвению.
Направление принимает более пробуждающий, кинезиологически ровный, визуально впечатляющий и символический способ репрезентации. В то же время он включает в себя современные медиа, такие как видеопроекции ( Елена Алонефти ) и энергичное освещение ( Каролина Спироу ), чтобы создать многомерную вселенную, отражающую синтез прошлого и настоящего. Зритель почти видит Дидону, укрощающую волны со своими попутчиками, в «море» комнаты, открытость которой выступает как непрерывная аллегория движения, утраты и надежды. Когда я увидел это шоу, мне трудно представить его в каком-либо другом месте. «Мелина Меркури», несмотря на свою нефункциональность, предпочитает инновационные подходы и создает чувство общности. Атмосфера идеально подходит для такого подхода. Пространство огромно, действие приобретает динамику свободы, сохраняя атмосферу величия и экстатического напряжения. Просторная планировка позволяет артистам двигаться более свободно и заполнять пространство, усиливая ощущение масштаба и превосходства. Зритель одновременно ощущает себя частью более масштабного и абстрактного действия, где напряжение чередуется между непосредственным участием и дистанцией.
Центральным и мощным столпом концепции является музыка, отредактированная Антонисом Антониу и преподаваемая «поэтом» Николеттой Димитриу . Разнообразие звуков и диалектов подчеркивает вечный мультикультурализм Средиземноморского бассейна и усиливает ощущение странствия. Диалектическая лирика и кипрские мелодии, а также само присутствие Николетты Димитриу добавляют аспект культурной преемственности. Помимо того, что Кипр (и его порты в то время) играли важную роль в странствиях Дидоны и ее спутников, а также во всем процессе колонизации Карфагена, питкиаули и табуции усиливают ощущение, что вся история является частью живой, общей памяти. Простота и удобство использования реквизита и костюмов, разработанных Еленой Кацури, служат повествовательной линии, сгущают драму и играют со слоями и текстурами, превращая представление в почти ритуальное переживание. Актерский состав отличается гибкостью и глубиной ролей, полифонически поддерживая попытку реабилитации. С Маргаритой Захариу (в основном) в роли Дидоны создается общий портрет непокорной женщины с трагическим концом, но которая до последнего сохраняет контроль над своей судьбой. И оно не может принадлежать ни одной культуре, ни определенному нарративу. Режиссер утверждает, что она «видела» Дидону недооцененной мужскими традициями, доминирующими нарративами и стереотипными прочтениями, однако это делается не грубым стержнем строго феминистского подхода, а по формуле универсального запроса. Он пересматривает прошлое, чтобы сформировать будущее. И он позволяет этому примеру проявить себя.
Дидона избегает участи трагических женщин, которые с нетерпением ждут героев или пассивно скорбят. Она женщина, которая держит бразды правления историей. Он действует, творит, претендует на право прокладывать свой собственный курс. Она становится политическим лидером и архитектором нового мира. Зира признает, что задача состоит не только в том, чтобы представить себя как «исключение», но и в том, чтобы выявить системные закономерности, которые удерживают голоса женщин на обочине.
источник публикацииphilenews
дата публикации 30.11.2024