Как ускорить экономику роста в Европе

Европейский Союз пытается найти способ финансирования;yandex.ru

Европе предстоит критическое испытание. Двигатель развития континента буксует, а его архитектура безопасности дает сбои. Поскольку мир меняется, Европейский Союз пытается не только защитить себя, но и найти способ финансирования.

Ключевым вопросом для лидеров ЕС станет то, смогут ли они наконец мобилизовать частный капитал — вместо того, чтобы полагаться исключительно на финансирование налогоплательщиков — для обеспечения будущего Европы.

До сих пор многолетние необдуманные попытки углубить финансовые рынки зашли в тупик, увязнув в бюрократии и корыстных интересах. Однако, поскольку геополитические реалии усложняют ситуацию, все чаще раздаются призывы к объединению раздробленной системы столиц Старого Света в интересах Европы.

Будет ли эта неделя той, когда будут предприняты реальные шаги по созданию единого инвестиционного рынка, известного как Союз сбережений и инвестиций (SIU)? Ответственные лица действительно на это надеются.

Линии фронта

Европейская комиссия заявила, что хочет отдать приоритет созданию инвестиционной культуры по американскому образцу, чтобы убедить вкладчиков начать инвестировать предполагаемые 10 триллионов евро, имеющиеся на их банковских счетах.

Логика ясна: Это даст европейским компаниям больше денег, что позволит им тратить их на приоритетные проекты, такие как оборона, способствуя росту европейской экономики. Единственное препятствие? Брюссель пытается реализовать этот план уже более десятилетия, но без особого прогресса.

Между тем, в Европе сложилась система, в которой средства остаются неактивными на банковских счетах и ​​постоянно недофинансируются.

В противоположность этому, глубокие и интегрированные рынки капитала в Соединенных Штатах в сочетании с культурным инстинктом принятия риска значительно облегчают компаниям страны привлечение финансирования.

В США почти 60% домохозяйств владеют акциями либо напрямую, либо косвенно через свои пенсии. Во Франции и Германии этот показатель приближается к 18%.

Одной из причин медленного принятия ЕС в Европе является сложность ее рыночной системы. Вместо единой структуры в Европе действуют 27 отдельных финансовых рынков, каждый из которых имеет собственное регулирование и инфраструктуру. Недостатком является то, что так же, как сложно открыть банковский счет в Мадриде, если вы находитесь в Берлине, так же сложно инвестировать в компанию в Риге, если вы находитесь в Будапеште. И экономическая система, и правила инвестирования различаются от страны к стране.

Однако, хотя правительства подчеркивают свою приверженность оптимизации системы, они слишком часто этого не делают. Для многих людей препятствуют национальные интересы, а в других случаях усилия сводятся на нет игроками рынка, чьи прибыли больше зависят от фрагментации, чем от гармонизации.

Недавно комиссар ЕС по финансам Мария Луиза Альбукерке раскритиковала таких субъектов, заявив, что чрезмерное давление препятствует прогрессу в разработке ключевых финансовых правил, включая правила в отношении финансовых данных и розничных инвестиций.

«Нам необходимо более решительно подходить к устранению таких препятствий», — заявила она на конференции в Брюсселе во вторник.

Залогом прогресса является разработка единых правил для предприятий, а также создание единого надзорного органа для надзора за ними.

В настоящее время правила ведения бизнеса, которые могли бы повысить сплоченность, контролируются министерствами стран, которые либо не заинтересованы в SIU, либо не имеют стимулов вносить изменения в такие вопросы, как налогообложение.

Между тем, некоторые правила не обновлялись более 100 лет. Во Франции, например, действия компании в случае ее банкротства определяются законами, принятыми в 1807 году.

Однако предыдущие кризисы порой приводили к изменениям в регулировании. Финансовый кризис 2008 года побудил лидеров ЕС создать центральный банковский надзорный орган при Европейском центральном банке. Однако аналогичный надзор никогда не распространялся на небанковские финансовые организации, что привело к появлению значительных пробелов в нормативно-правовой базе.

Расхождения в национальных позициях еще больше осложняют усилия по созданию единого органа финансового надзора. В то время как некоторые крупные страны поддерживают эту инициативу, малые государства опасаются, что страна, в которой будет создан надзорный орган, привлечет финансовые компании.

Выход из тупика

Однако очевидны двойные усилия по выходу из тупика. В качестве первого шага Комиссия представит свою стратегию по повышению привлекательности инвестиций для граждан ЕС. По данным источников POLITICO, Комиссия будет подталкивать страны к принятию на национальном уровне сберегательных и инвестиционных счетов, рекомендовать благоприятный налоговый режим и обещать в будущем внести предложения по снижению национальных барьеров на рынке капитала.

Реакция на эту стратегию пока неоднозначна. Кармине ди Нойя, директор по экономическим и деловым вопросам ОЭСР, заявил изданию POLITICO, что эти события являются «шагом в правильном направлении» на пути к получению надежного источника финансирования потребностей ЕС, включая оборону. Он добавил, что план представляет собой «признание того, что необходимое финансирование не может поступать только из государственного сектора».

Другие, как Ребекка Кристи из аналитического центра Bruegel, обеспокоены тем, что стратегия «все еще выглядит как пробный прогон» и не подкреплена конкретными инициативами.

Однако он добавил, что Комиссия должна проявлять гибкость, пока правительства продолжают поддерживать ее инициативы.

Испания сформировала «коалицию желающих» вокруг пилотного проекта по тестированию идей для рынков капитала, таких как простые инвестиционные продукты, которые могли бы быть предложены гражданам по всему ЕС. Министры финансов шести других стран — Германии, Франции, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Польши — поддерживают этот план, в то время как страны Северной Европы, как сообщается, работают над аналогичными усилиями.

Аргументация заключается в том, что если 27 стран не смогут договориться о дальнейших действиях, прогресса смогут добиться те страны, которые придут к согласию.

Отдельно рассматривается план введения режима добровольного участия для компаний из ЕС, который на брюссельском жаргоне называется «28-й режим», и который позволит компаниям обходить местные правила в пользу более общей системы. Комиссия планирует предложить это, и правительства, похоже, поддерживают эту идею.

источник публикацииΣημερινή
дата публикации 21.03.2025

Author: administrator

Добавить комментарий