Европейский союз покончил с отчетностью в области устойчивого развития

ЕС; yandex.ru

14 апреля 2025 года Совет ЕС официально объявил о принятии решения, которое, как ожидается, будет иметь значительные последствия для советов директоров и отделов устойчивого развития корпораций по всей Европе и за ее пределами. Под характерным названием «Механизм остановки часов» Европейский совет дал зеленый свет директиве, которая откладывает выполнение ключевых корпоративных обязательств в области устойчивого развития, а именно Директиве о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD) и Директиве о комплексной проверке в области устойчивого развития (CSDDD).

Стороннему наблюдателю это может показаться очередным техническим регламентом Брюсселя. Однако в действительности это шаг, имеющий глубокие политические, экономические и стратегические последствия.

Продления — на два (2) года для многих обязательств Директивы CSRD и на один (1) год для Директивы CSDDD — являются ответом на растущую обеспокоенность предприятий и государств-членов относительно сложности и стоимости одновременного соблюдения нескольких нормативных требований в области устойчивого развития. Компании пытались подготовиться к новым правилам, которые требуют от них раскрывать информацию о том, как их деятельность влияет на окружающую среду и общество, а также проводить комплексную проверку своих цепочек поставок. Для многих, особенно европейских малых и средних предприятий (МСП), уложиться в график было просто невозможно.

Быстрое принятие решения об отсрочке в рамках более широкого пакета мер Европейского союза (ЕС) «Омнибус I» отражает редкий консенсус: архитектура отчетности в области устойчивого развития, какой бы амбициозной и необходимой она ни была, стала громоздкой. Обязательство Комиссии сократить административное бремя на 25% для крупных компаний и на 35% для МСП отражает этот необходимый пересмотр.

От идеализма к практическому применению

Это решение следует рассматривать не как отход от Целей устойчивого развития (ЦУР), а как изменение способа их достижения, особенно на уровне соблюдения нормативных требований. Задержки дают кратковременную передышку — не только предприятиям, но и компетентным органам в целом — для совершенствования нормативно-правовой базы с целью достижения баланса между амбициями и реализмом.

Неслучайно Европейская комиссия уже работает над пересмотром добровольных руководящих принципов отчетности в области устойчивого развития (ESRS) с целью сокращения объема данных (аналитики данных), которые могут быть представлены, устранения неясностей и гармонизации с другим действующим европейским законодательством, которое применяется параллельно.

Послание ясно: ЕС по-прежнему хочет лидировать в вопросах устойчивого развития, но он стремится делать это, не раздавливая свой бизнес бременем соблюдения нормативных требований.

Другим важным элементом решения является юридическая ясность. Предприятия жили в состоянии неопределенности, не имея четкого представления о том, когда и в какой степени будут выполнены их нормативные и законодательные обязательства.

Уточняя, что многие требования вступят в силу не ранее 2028 года, ЕС дает возможность для серьезной и организованной подготовки, а не спонтанных реакций. В то же время это дает законодателям время для обсуждения более существенных и стабильных реформ Директив CSRD и CSDDD. Это особенно важно для компаний «Волн 2 и 3» (тех, которые должны были предоставить отчетность в 2026 и 2027 годах), многие из которых теперь освобождены от этой обязанности. По оценкам, этот шаг может сократить число компаний, которым необходимо соблюдать требования, на 80% по сравнению с предыдущим режимом.

Устойчивое развитие теряет свою актуальность?

Задержки могут создать ложное чувство безопасности, из-за чего некоторые предприятия отложат подготовку. Это было бы неправильно.

Основное направление политики ЕС не изменилось. В основе остается «двойная материальность». Грядет комплексная проверка. А часы изменения климата продолжают тикать.

ЕС не допустит ослабления своего международного лидерства в области устойчивого развития. Став пионером в области регулирования, он будет стремиться к тому, чтобы предполагаемое упрощение не подорвало доверие или моральный авторитет, которые он создал с момента своего основания (1948 г.).

Исходя из вышесказанного, предприятиям, вместо того чтобы расслабляться или праздновать, следует рассматривать этот период как стратегическое окно возможностей и использовать это время следующим образом (ориентировочно):

● Пересмотреть стратегию устойчивого развития в свете новых сроков.

● Подготовить внутренние системы к выполнению требований отчетности и комплексной проверки, когда они вступят в полную силу.

● Применяйте добровольные стандарты, особенно если это небольшие предприятия в более широких цепочках создания стоимости.

● Следить за развитием законодательных и нормативных актов, поскольку ожидаются дальнейшие изменения в рамках пакета «Омнибус II» .

Решение ЕС отложить, но не отказываться от нормативных обязательств по обеспечению корпоративной устойчивости, отражает переход от идеализма к реализму. Это не отказ от Европейского зеленого соглашения, а признание того, что трансформация требует реалистичных и выполнимых путей.

По нашей оценке, ЕС не отступит. Он временно замолкает. Мы надеемся, что предприятия не воспримут эту паузу как прекращение действий в области устойчивого развития.

Если это будет воспринято как помеха, они будут разочарованы и не будут готовы, когда их попросят это сделать.

*Δικηγόρος, банковское дело и финансовые услуги, эксперт по вопросам ESG и устойчивого финансирования, соответствие нормативным требованиям, бакалавр права (с отличием), магистр права (UCL), дипломированный специалист по практическому обучению, специалист по общеобразовательной подготовке, Кембриджский университет

источник публикацииΣημερινή
дата публикации 17.04.2025

Author: administrator

Добавить комментарий