Государство, то есть государство, компетентные министерства и парламент, должны приступить к серьезной перестройке политики поддержки семьи и рождаемости. Несмотря на то, что с момента финансового кризиса прошло уже 13 лет, критерии дохода, установленные в то время, по-прежнему остаются в силе. Хотя почти все оставшиеся социальные сокращения были восстановлены и государство больше не сталкивается с серьезными финансовыми трудностями, меры, касающиеся детей и семей, остаются неизменными, что усиливает социальное неравенство.
Демографические потрясения из-за порочных стимулов
Текущая политика почти исключительно укрепляет группы с низкими доходами, игнорируя средний класс — тот, который поддерживает страну в экономическом, социальном и культурном плане. Это привело к серьезным искажениям: в семьях иммигрантов, которые легче соответствуют критериям дохода, наблюдается рост рождаемости, поскольку они в значительной степени зависят от государственных пособий для покрытия основных потребностей.
По официальным данным, число рождений у граждан третьих стран увеличилось с 937 в 2013 году до 2460 в 2023 году, то есть на 162,5%. Напротив, семьи коренного среднего класса ограничивают рождаемость, поскольку не в состоянии покрыть возросшие расходы на воспитание детей без существенной государственной поддержки.
Несправедливость по отношению к среднему классу
Средний класс систематически исключается из числа получателей детских пособий из-за фиксированных и низких пределов дохода, хотя это является основным требованием для всех других пособий по поддержке семьи. Недавние усилия по расширению круга получателей помощи до пяти и более детей выявили масштабы несправедливости: критериям соответствовали лишь 29 семей среднего класса, и все они были коренными жителями.
В 2024 году пособие на ребенка получили 539 семей с числом детей более четырех и доходом до 19 500 евро, а также еще 555 семей с доходом от 19 001 до 39 000 евро. Большинство из них не являются коренными жителями. Такая политика не только не укрепляет социальную сплоченность, но и меняет демографическую идентичность страны.
Государственное противоречие
Государство, похоже, попало в ловушку противоречия: оно увеличивает государственные расходы на поддержку рождаемости, но не укрепляет позиции тех, кто может обеспечить долгосрочную стабильность — коренных граждан среднего класса. Вместо того чтобы эффективно решать проблему низкой рождаемости, нынешняя политика воспроизводит ее, причем в социально и демографически несбалансированном виде.
Необходимость прозрачности и обзора
Требуется полная прозрачность. Заместитель министра социального обеспечения обязан публиковать информацию о гражданстве получателей пособий и составе их семей. Суть не в том, чтобы ставить под сомнение поддержку некоренных граждан, а в том, чтобы оказывать равную и справедливую поддержку также и коренным семьям.
Политическая ответственность и историческая инерция
За последние годы ситуацию удалось удержать трем президентам и многим министрам финансов. Но никто не взял на себя существенной ответственности за сегодняшнюю картину. Остается вопрос: кто окажется на высоте и исправит демографический дисбаланс в стране? Кто будет защищать интересы детей, если не государство в первую очередь?
Время радикальных перемен
Публичные консультации по налоговой реформе и пересмотру предельных размеров дохода для детских пособий открывают историческую возможность . Настало время кардинальных перемен и смелых шагов на пути к справедливой, сбалансированной и устойчивой политике поддержки семьи.
Граждане просят об очевидном: чтобы к семьям коренного среднего класса применялось такое же благоприятное отношение, каким пользуются люди с низким доходом, чтобы у них была — если они того пожелают — возможность создавать большие семьи. Именно здесь государство сегодня не может оказать помощь.
* Член Всекипрской организации многодетных семей
источник публикацииΣημερινή
дата публикации 27.04.2025