Вопрос о детских пособиях и предоставлении для пятилетнего ребёнка права пребывания в Республике Кипр вновь вышел на первый план, и Уполномоченный по защите прав детей потребовал от государства Кипр четких решений и грамотно сформулированную цель.
Сегодня десятки семей оказались в тупике, теряя поддержку из-за строгих и зачастую необоснованных критериев. С другой стороны, существуют опасения, что полная отмена пятилетнего срока может привести к росту числа заявлений от граждан третьих стран на пособие, которые видят в нем, пособии существенный финансовый стимул и считают, что это существенная поддержка.
Когда правила дают обратный эффект? Эти проблемы касаются многих направлений, таких как бесплатная медицина или вопросы социального образования.
Действующее законодательство порождает несправедливость, которая в первую очередь затрагивает детей:
Кипрская семья, прожившая за границей в течение трех лет по работе, возвращается и больше не имеет права на пособия, поскольку она не отработала пять лет непрерывного проживания.
Мать, вывезшая ребенка на лечение за границу, теряет права, поскольку эти годы «не засчитываются».
Многодетная семья с четырьмя детьми незначительно превышает критерий дохода и полностью исключается, в то время как семья с двумя детьми и таким же доходом получает пособие.
«Происходит парадокс: чем больше детей, тем строже становятся критерии», — говорят родители, столкнувшиеся с этой системой.
Риск «субсидируемого туризма»
Не секрет, что размер пособия на Кипре во многих случаях соответствует зарплате, которую получают родители в странах происхождения. Это само по себе может создавать стимулы для переездов и опасных перемещений семей не в поисках работы или интеграции, а исключительно для получения пособия.
Поэтому государство призвано найти золотую середину: не исключать детей, уже проживающих на Кипре, но и не допускать эксплуатации.
Предложения по справедливому и ясному решению
Эксперты и организации вносят конкретные предложения по более сбалансированному законодательству:
Градуированный срок пребывания: не полная отмена пятилетнего срока, а градуированная система. По истечении пяти лет поддержка должна предоставляться частично, а по истечении десяти лет — в полном объёме.
Четкие исключения: медицинские и гуманитарные причины должны быть признаны посредством четкой процедуры, а не посредством произвольных циркуляров.
Предотвращение злоупотреблений: Пособие должно быть связано с реальным центром жизни на Кипре (работа, образование детей, семейные связи).
Корректировка критериев дохода: введение современных лимитов, которые будут пересматриваться с учётом инфляции. Важно положить конец несправедливости, когда чем больше детей в семье, тем сложнее соответствовать критериям.
Сопутствующие меры по интеграции: изучение языка, доступ к здравоохранению и образованию, чтобы поддержка касалась семей, которые фактически живут и участвуют в кипрском обществе.
Прозрачность в управлении: Заместитель министра социального обеспечения должен в какой-то момент более подробно проинформировать налогоплательщиков о том, как распределяется фонд в размере 100 миллионов евро, выделенный на детские пособия, гарантируя, что поддержка справедливо доходит до тех, кто в ней действительно нуждается.
Цель
Пособие на ребёнка не должно быть «приманкой» для переезда семьи и не должно превращаться в ловушку изоляции для тех, кто действительно в нём нуждается. Необходимо чёткое и справедливое регулирование, которое будет поддерживать всех детей, растущих на Кипре, одновременно защищая характер пособия как меры семейной и демографической политики.
*Член Всекипрской организации многодетных семей.
источник публикацииΣημερινή
дата публикации 29.09.2025
















