В бюджете на 2026 год наблюдается рост операционных расходов, расходов на развитие и социальных выплат, при этом сохраняется сильное стремление к сокращению государственного долга: на это направление выделяется 21% расходов, согласно представленному в понедельник Совету министров проекту бюджета и экономическом развитии министра финансов Макиса Керавноса.
Г-н Керавнос охарактеризовал бюджет как «сбалансированный, направленный на развитие, с важным акцентом на социальную сплоченность и социальную политику с применением социальных выплат населению».
Оценки и прогнозы экономики
————-
Согласно базовому макроэкономическому сценарию, среднесрочные перспективы экономики Кипра остаются позитивными, однако со значительной степенью неопределенности.
В 2025 году темп роста оценивается в 3,1%. В 2026 году ожидается, что темп роста останется на том же уровне (3,1%), а в 2027 и 2028 годах он составит 3% и 2,9% соответственно.
Уровень инфляции в 2025 году оценивается всего в 0,2%, тогда как в 2026 году прогнозируется его колебание на уровне 2,5%, а в 2027 и 2028 годах он снизится до 2%.
Ожидается, что уровень безработицы останется на уровне около 4,6% в 2026 и 2027 годах, как и в 2025 году, а в 2028 году ожидается небольшое снижение до 4,5%.
Кроме того, согласно предварительным прогнозам Министерства финансов, ожидается, что сальдо бюджета расширенного правительства в 2025 году останется профицитным на уровне около 3,7% (в 2024 году – 4,3%). Первичный профицит в 2025 году оценивается в 5% ВВП, что ниже 5,5% в 2024 году.
Министерство финансов прогнозирует, что в период 2026–2028 годов сальдо бюджета останется профицитным — около 3,4% ВВП.
Что касается государственного долга, сохраняется тенденция к его снижению, при этом среднесрочный целевой показатель – снижение до 43,6% к концу 2028 года. По данным Министерства, к концу 2025 года ожидается снижение государственного долга ниже целевого показателя в 60%, до 57,9%. В 2026 году ожидается дальнейшее снижение до 52,9%, в 2027 году – до 48,7%, а к концу 2028 года – до 43,6%.
Бюджет 2026
————
В понедельник, после утверждения бюджета Советом министров, министр финансов Макис Керавнос сообщил, что бюджет на 2026 год является профицитным и составляет 10,7 млрд евро без учета процентов и амортизационных расходов.
В частности, общий доход за 2026 год оценивается в 12 681 631 000 евро, а расходы — в 10 779 960 000 евро. Расходы включают дополнительно 2 274 500 000 евро на погашение кредитов, а также 665 200 000 евро на выплату процентов, что составляет общую сумму расходов 13 719 660 000 евро.
Доход
———
Общий доход в размере 12,68 млрд евро оценивается в €4,05 млрд, включая прямое налогообложение, €4,55 млрд, косвенные налоги, €683 млн от продажи товаров и услуг, €237 млн от аренды, роялти и прочих доходов и €100,4 млн от трансфертов. Кроме того, ожидается финансовый доход в размере €2,88 млрд.
Затраты
———-
Обслуживание государственного долга занимает центральное место в расходах бюджета: на это направление выделяется 21% расходов. В частности, ожидается погашение 2,1 млрд евро по внешним займам, 71 млн евро по внутренним займам и 665 млн евро в виде процентов.
Кроме того, расходы 2026 года включают операционные расходы в размере 3,77 млрд евро, трансферты в размере 4,22 млрд евро, софинансируемые проекты в размере 547 млн евро и строящиеся проекты в размере 408 млн евро.
Операционные расходы увеличились на 11,8% по сравнению с 2025 годом и составляют 11,5% бюджета. По данным министерства, рост обусловлен главным образом увеличением расходов на закупку воды на 26,1 млн евро, расходов на оборону и охрану правопорядка на 31,1 млн евро и расходов на организацию председательства Кипра в Совете ЕС на 6 млн евро. Также предусмотрено увеличение расходов на обучение персонала на 16,1 млн евро.
При этом расходы на персонал составляют 27,5% государственного бюджета. Министерство подчёркивает, что в 2026 году второй год подряд будет достигнуто сокращение 14 должностей. В частности, будет создано 458 должностей, а 472 — упразднены.
Как отмечает министерство, по сравнению с 2012 годом численность занятых на государственной службе сократилась на 1963 человека, а если исключить и лиц, прикомандированных к OKYPY, то сокращение составит 5883 человека.
Однако отмечается, что за тот же период по сравнению с 2012 годом занятость в сфере образования увеличилась на 3752 человека.
Что касается трансфертов, то в 2026 году они увеличены на 5,2% по сравнению с 2025 годом и займут 30,8% бюджета, поскольку предусмотрено увеличение социальных выплат на 6,7% до 2,3 млрд евро. Кроме того, трансферты включают государственный взнос в Фонд социального страхования и Систему всеобщего медицинского страхования в размере 1,6 млрд евро, увеличившись на 163,4 млн евро, взнос Республики Кипр в бюджет ЕС в размере 294,1 млн евро, гранты государственным организациям публичного и частного права, включая университеты, в размере 231,6 млн евро и гранты органам местного самоуправления в размере 147 млн евро.
Капитальные затраты незначительно снизились на 2,6% и составят 580 млн евро.
Крупные инфраструктурные проекты
————
Министерство финансов также опубликовало таблицу с основными инфраструктурными проектами, которые либо уже реализуются, либо должны начаться в 2026 году и ассигнования на которые включены в бюджет на 2026 год и в программу развития на 2026–2028 годы.
По общей стоимости самым дорогим проектом является новый Кипрский музей, стоимость которого составляет 145,7 млн евро. Далее следуют проект «KtiZO» стоимостью 130 млн евро, дорога Дения-Акаки-Астромеритис стоимостью 129,7 млн евро и строительство здания суда в Никосии стоимостью 119 млн евро.
К основным проектам также относятся первый этап строительства дороги Пафос-Полис Хрисохус, строительство здания общей химии, строительство шоссе Астромеритис-Эвриху, дороги Никосия-Палехори-Агрос, новое здание тюрьмы, благоустройство Цери и других дорог, Земельный кадастр, строительство здания Государственного архива, школьных зданий и создание вертолетной площадки в районе Солеа-Маратаса.
Общая стоимость основных запланированных инфраструктурных проектов составляет 1,1 млрд евро.
В это число не входят софинансируемые проекты и проекты Плана восстановления и повышения устойчивости. Среди них – проекты устойчивой городской мобильности стоимостью 56,6 млн евро, строительство Технического училища Святого Лазаря в Ларнаке (36,5 млн евро), этап B3 дороги Никосия-Палехори (35,6 млн евро), план «Экономия-модернизация» для жилищного строительства (30 млн евро), план создания учреждений для детей, подростков и взрослых (17,7 млн евро), интегрированная информационная система для Налогового управления (16,4 млн евро) и план субсидирования модернизации медицинского оборудования в частных больницах (5,9 млн евро).
источник публикацииΣημερινή
дата публикации 3.10.2025
















